Двести лет вместе

«Двести лет вместе» (1795—1995)— литературно-историческое исследование А. И. Солженицына, посвящённое русско-еврейским отношениям в Российской империи и в СССР в период между 1795 и 1995 годами. Первая часть охватывает период с 1795 по 1916 год, вторая часть — период с 1917 года до конца XX века.

В предисловии к книге автор пишет, что многократно сталкивался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений в ходе многолетней работы над исторической эпопеей «Красное колесо» и выражает надежду «найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских».

«Двести лет вместе» вызвали волну как положительных, так и отрицательных откликов, а также обвинения автора в антисемитизме.

Книга подверглась критике со стороны некоторых учёных-историков. Так, Йоханан Петровский-Штерн писал, что книга эта «самая что ни на есть антиеврейская, да ещё приправленная псевдонравственными сентенциями и обставленная псевдоакадемическими атрибутами» и что она «закрепляет все самые лживые, дурные, безосновательные, предрассудочные и, увы, ультраконсервативные представления о евреях, сложившиеся в традиции русской мысли».

В то же время в дискуссии по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе», которая прошла 10 июля 2001 года под названием «В историческом пространстве хватит места для всех…», в которой приняли участие видные учёные, философы, писатели, были выражены следующие отклики:

Профессор МГИМО А. Б. Зубов: «Занимаясь более пятнадцати лет этническими отношениями в России, я могу сказать, что больший научный результат в исследовании русско-еврейских отношений, чем тот, которого достиг в своём первом томе новой книги Александр Исаевич, я себе помыслить не могу. Его исследование абсолютно не тенденциозно. В нём нет выпячивания, предпочтения ни еврейской, ни русской позиции, а есть стремление доискаться до правды, есть главное для историка достоинство: считать, что какой бы ни была правда, она всегда важнее для понимания и причин, и следствий — и ближайших, и отдалённых, — чем любая фальсификация, умолчание, затирание и затушёвывание. Правда должна быть высказана до самых последних основ, самых последних слов. Тогда есть возможность выздоровления».

Доктор философских наук А. С. Ципко: «… Но, на мой взгляд, движение в исследовании истории взаимоотношений русских и евреев в составе и царской империи, и коммунистической России должно осуществляться с двух сторон. Понятно, что русскому не дано выйти целиком из русского мира, еврею — из еврейского. Но я давно жду умную, честную книгу, написанную евреем о судьбе русского еврейства, рассказ о том, как видится евреям их будущее в российской истории и в российском государстве. Надо общими усилиями раскрывать эту тему. Иначе невозможно вытравить бациллы антисемитизма, не преодолеть явную и скрытую русофобию».

Президент клуба «Свободное слово» В. И. Толстых: «Книга обращена совсем к другим читателям, которых, бесспорно, подавляющее большинство. К тем, кто, слава Богу, не заражён пагубной идеей своей национальной „исключительности“ или „богоизбранности“, а такие читатели, вы сами хорошо знаете, есть и среди русских, и среди евреев. Нормальным читателям, я уверен в этом, книга Александра Исаевича покажется и интересной, и полезной. Они её, пусть и не без усилий, с интересом прочитают, узнав много такого, чего раньше не знали или знали „понаслышке“».

Доктор исторических наук Геннадий Костырченко писал, что «в итоге бурного обсуждения большинство специалистов склонилось к тому, что этот труд, хотя и произвел позитивный просветительский эффект, в научном отношении далек от совершенства».